Итоги I Всероссийского съезда судей: Концепция судебной реформы

Итоги I Всероссийского съезда судей: Концепция судебной реформы

В 1991 году по итогам I Всероссийского съезда судей депутатами одним из приоритетных направлений деятельности была определена необходимость проведения судебной реформы и формирование независимой компетентной судебной власти в качестве гаранта гражданского мира и основы демократического правового государства.

Реформаторские предложения судейского сообщества целостным пакетом вошли в Концепцию судебной реформы, которая была вынесена на рассмотрение Верховного Совета РСФСР от имени Президента России.

24 октября 1991 г. Верховный Совет РСФСР, обсудив представленную Президентом РСФСР Концепцию судебной реформы в РСФСР, принял Постановление «О Концепции судебной реформы».

 

Главной задачей было обозначено утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой от властей законодательной и исполнительной, а также защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека.

К важнейшим направлениям судебной реформы были отнесены:

  • создание федеральной судебной системы;
  • признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
  • расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;
  • организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
  • дифференциацию форм судопроизводства;
  • совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.

В документ вошли все принципиальные концептуальные предложения судейского сообщества, которые являлись предметом обсуждения на I Всероссийском Съезде судей.

Концепция судебной реформы обрела официальный нормативно-правовой статус, она стала составной частью всеобъемлющего процесса преобразования российского общества.

Представительные, исполнительные и судебные органы государственной власти стали осуществлять определенные меры по реформированию судебной системы в стране.

Одним из наиболее заметных шагов стало принятие 26 июня 1992 г. Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», где впервые были предприняты меры, направленные на обеспечение независимости судей.

В Законе «О статусе судей в Российской Федерации» закреплялись принципиально новые правовые положения о судебной власти, ее месте в государственной системе России, о самостоятельности и независимости от законодательной и исполнительной властей.

Провозглашалось, что судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и, привлекаемых в установленном законом случаях к осуществлению правосудия, представителей народа.

 

Впервые был создан новый орган судейского сообщества — Квалификационная коллегия судей, на которую были возложены важные функции, связанные не только с формированием судейского корпуса, но и продвижением судей по службе, их ответственностью и охраной судейской независимости.

Статус российского судьи был поднят на новый, более высокий уровень.

По мере осуществления судебной реформы закон совершенствовался и дополнялся. 22 марта 1993 г. Постановлением Президиума Верховного Совета РФ утверждались описание и мантия судей РФ.

 

Заложенные в Законе «О статусе судей в Российской Федерации» прогрессивные идеи нашли отражение в принятых в последующие годы законодательных актах и, прежде всего, в Конституции Российской Федерации.

Сервис временно не доступен