IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей

IV (Чрезвычайный) Всероссийский съезд судей 

20 октября 1995 года Совет судей Российской Федерации принял постановление о созыве IV Всероссийского съезда судей, 29 марта 1996 года Совет судей определил вопросы, подлежащие рассмотрению на съезде и для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с подготовкой и проведением съезда создал Организационный комитет, в состав которого вошли: Президиум Совета судей Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации Лебедев В.М. (по согласованию), Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлев В.Ф. (по согласованию), Министр юстиции Российской Федерации Ковалев В.А. (по согласованию), председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации Жеребцов А.В., судья Верховного Суда Российской Федерации Кузнецов В.В., председатель Октябрьского районного суда г. Иваново Драченов А.С., заместитель председателя Ставропольского краевого суда Тащилин М.Т., председатель Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики Выборнов В.Т., председатель Орловского областного суда Карпов А.И., судья  Лебедянского районного суда Липецкой области Терехова З.Е., судья Московского арбитражного суда Дубина Н.А., заместитель председателя военного суда Ракетных войск стратегического назначения Литвинов С.Д.

16 октября 1996 года Совет судей Российской Федерации отклонил попытки перенести съезд судей на 1997 год и принял решение провести IV Всероссийский съезд судей 3-5 декабря 1996 года, считая его чрезвычайным из-за отсутствия финансирования на содержание и работу судов, что влекло за собой фактическое прекращение судами осуществления правосудия.

На съезд было избрано 638 делегатов, из них: от судов общей юрисдикции – 502; от арбитражных судов – 95; от военных судов – 40; от Конституционного суда Российской Федерации – 1.

IV (Чрезвычайный) Всероссийский съезд судей состоялся 3-5 декабря 1996 года в г. Москве в Парламентском центре.

 

Повестка дня съезда:

 

1. Отчет о работе Совета судей Российской Федерации.

2. О состоянии судебной системы Российской Федерации и прогноз ее развития.

3. Проблемы финансирования судов.

4. Отчет о работе Высшей квалификационной коллегии судей.

5. О проекте федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

6. О проекте федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и входящих в его систему органах и учреждениях.

7. Утверждение регламента Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

8. Выдвижение кандидатов в члены Конституционного Суда Российской Федерации.

9. Выборы Высшей квалификационной коллегии судей.

10. Выборы Совета судей Российской Федерации.

 

Приветствие Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н. к участникам IV Всероссийского съезда судей.
 

Уважаемые российские судьи!


Приступая к решительным преобразованиям в нашей стране, мы провозгласили в качестве одной из главных целей - построение в России демократического правового государства, основанного на принципах приоритета прав человека, разделении властей и федерализма. Путь к этой цели оказался исключительно трудным. Надо признать, что за прошедшие годы мы были не всегда последовательны и настойчивы в ее достижении. Нас не могут удовлетворять результаты того, что уже сделано, именно поэтому рассматриваю ваш съезд как одно из самых значимых событий нынешней российской общественной жизни. Очень надеюсь, что он даст сильные импульсы судебной реформе, развитию правовой культуры, привлечет внимание России к проблемам судебной власти. Тем более что укрепление ее авторитета во многом определит судьбу всей российской государственности.

Знаю, что еще не все представители законодательной и исполнительной власти воспринимают суд и судей как одну из составных частей конституционного механизма власти. Это крайне негативно сказывается и на финансировании судебной системы, и на исполнении судебных решений. Не сомневаюсь, пройдет не так много времени, и мы переломим сегодняшнее совершенно недопустимое отношение к судебной власти. Со своей стороны не пожалею усилий для этого.

Желаю делегатам съезда, всем российским судьям успехов в работе, здоровья и благополучия.

Б. Ельцин

«02» ноября 1996 года

 

 

Из выступления Председателя Верховного Суда Российской Федерации 

ЛЕБЕДЕВА В.М.

О состоянии судебной системы и прогноз ее развития.

 

Уважаемые делегаты и гости съезда! 5 лет прошло с тех пор, как 1-й съезд судей России определил задачи перед судейским корпусом, определил концепцию судебной реформы, поддержал ее основные направления.

Сегодня на 4-ом съезде мы обсудим все, что сделано за истекшие 5 лет. Съезд даст объективную оценку тому, какие планы судей претворились в жизнь, что не удалось сделать, как идет развитие судебной реформы и каковы перспективы ее развития.

Но прежде чем остановиться на этих вопросах, уважаемые коллеги, позвольте остановиться на непосредственной работе судов в текущем году по осуществлению правосудия.

В своей деятельности суды, охраняя интересы граждан и юридических лиц, рассматривают значительное количество дел различной категории. И все большую роль приобретает рассматривание гражданских дел. Возросло количество дел таких категорий, как дела об оплате труда; дела, связанные с трудовыми спорами; о приватизации жилья; о спорах по землепользованию, и значительно возросло число споров, связанных с защитой интеллектуальной собственности.  Положительным фактором является то, что значительно, на 40% сократилось число отмененных определений судов об отказе принятия заявлений граждан.

Важным событием в деятельности судов явилось принятие первой и второй части Гражданского кодекса РФ. И у судов РФ возникли проблемы, сложные вопросы с применением тех или иных положений кодекса. В связи с этим пленумы Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ 1 июля 1996 года дали соответствующие разъяснения судам о порядке применения части первой Гражданского кодекса РФ. Сейчас Верховный Суд РФ  заканчивает обобщение судебной практики по делам, где одной из  сторон является акционерное общество, и совместно с высшим Арбитражным Судом РФ на совместном пленуме мы рассмотрим эти вопросы.

Совершенно новую категорию дел начали рассматривать судьи в конце прошлого года и в текущем году. Это дела, связанные с применением законодательства о выборах. Верховный Суд РФ обобщил практику рассмотрения дел о выборах депутатов Государственной Думы, о выборах Президента РФ. Сейчас идет обобщение и анализ судебной практики о применении законодательства по выборам исполнительных и законодательных органов субъектов Федерации.

Важное значение имело и принятие Семейного кодекса РФ.  Этот кодекс установил совершенно новые положения, в частности, в вопросах об установлении отцовства, о взыскании алиментов, в вопросах усыновления детей.  Пленум Верховного Суда РФ 25 октября 1996 года принял постановление о разъяснении некоторых положений Семейного кодекса РФ, связанных с установлением отцовства, взысканием алиментов. Работа по разъяснению положений Семейного кодекса РФ будет продолжена.

Несколько слов о работе военных судов РФ. Они также, как и суды общей юрисдикции, находятся сейчас в критическом положении. Они выполняют очень большой объем работы, достаточно сказать, что за 9 месяцев этого года различных судебных дел военные суды РФ рассмотрели более 13 тысяч.

Надо сказать, что с 1993 года эти суды приняли на себя совершенно новую компетенцию – о рассмотрении жалоб на действия  органов военного управления и воинских должностных лиц. И с этим они успешно справились.

Большие трудности испытывают военные суды и с реализацией Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Вот так сложилось в военном ведомстве, в Министерстве обороны, что нормативные акты, касающиеся правового положения военных судей, не вступают в действие до тех пор, пока они не будут объявлены приказом Министра обороны.    К сожалению, иногда, приказы запаздывают. Вот и на сегодня сложилась такая ситуация, когда военным судам, судьям не выплачивают содержание пособия по отставке, при выходе их в отставку, не решен вопрос о страховании судей.  Но вопросы мы эти решаем, к сожалению другим путем – судебным, употребляя судебную власть. Мы статус судей оберегаем, но хотелось бы, чтобы вопросы правового регулирования были разрешены в том порядке,  в котором они установлены Конституцией Российской Федерации и ее законами.  Реформирование судебной системы проходит в обстановке роста преступности, которая стала дестабилизирующим фактором в России. Отражая рост преступности, растет и судимость.

Я не буду останавливаться на тех категориях уголовных дел, поступление которых возросло. Остановлюсь только на тех случаях, судимость по которым возрастала только в текущем году.  Это число дел, связанных со взяточничеством. Число их возросло на 30%, и как всегда, увеличивается число дел, связанных с употреблением наркотиков, незаконным оборотом наркотических средств.

Если говорить о качестве работы судов, то следует отметить, что оно несмотря на большой объем работы, несмотря на все те сложности, которые существуют сейчас в судейском корпусе, остается довольно высоким.

Уважаемые коллеги! Ровно 5 лет прошло с тех пор, когда мы здесь с Вами обсуждали одну очень важную компетенцию– быть ей или не быть в судах общей юрисдикции, и вот сегодня я хочу напомнить об этом. Речь идет о судебном контроле за арестом и  продлением срока содержания под стражей.  Вы помните, что именно 5 лет назад Верховный Суд РФ дал рекомендацию судам принимать к своему рассмотрению жалобы на арест и продление сроков содержания под стражей.  Тогда нас очень много критиковали и юристы, и наши коллеги, и общественность. Сегодня это наша реальность, эта компетенция суда узаконена, это положение Конституции РФ, это Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Но по-прежнему очень много раздается критики  в адрес судов по поводу именно этого направления их деятельности. Верховный Суд РФ, понимая важность рассмотрения и защиты этого конституционного права  граждан России дважды обобщал судебную практику рассмотрения жалоб на арест и продление сроков содержания под стражей. Результаты анализа показывают, что в основном суды применяют правильно  законы, выносят обоснованные и справедливые решения. Главное, я бы сказал, раздражение у оппонентов вызывает то, что постановления судей не могут быть обжалованы в кассационном порядке. Сегодня настало время, чтобы  принять законодательный акт, который бы позволил рассматривать в кассационном порядке, обжаловать постановления судей на арест и продление сроков содержания под стражей. Для информации могу сказать, что такой законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Уважаемые коллеги! Остановлюсь на роботе суда с участием присяжных заседателей. Надо сказать, что с момента введения с каждым годом число ходатайств о рассмотрении дел именно такой формы судопроизводства увеличивается. Но и здесь есть очень много сложностей. Связано это опять же с банальной причиной – нет денег на оплату суда присяжных, нет денег на оплату из транспортных расходов по приезду в суд. Но жесткие правила УПК РФ, который регламентирует деятельность суда присяжных, все-таки дали свои положительные результаты. Органы предварительного следствия более тщательно, более внимательно стали уделять внимание вопросам исследования, закрепления  доказательств и их допустимости.

Несколько слов о сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел. Сегодня значительное количество дел  рассматривается с нарушением установленных сроков. Сейчас представлен законопроект о фиксировании сроков рассмотрения дел в суде.

Как достижение правовой реформы следует отметить положения Конституции РФ о том, что она имеет высшую юридическую силу,  что она действует на всей территории РФ, является актом прямого действия. Это положение суды РФ используют очень активно и широко в процессе правоприменительной деятельности.

К реальным достижениям судебной реформы следует отнести и положения Конституции РФ и Закона РФ «О статусе судей в РФ»,  в которых говориться о гарантиях независимости судей, о роли суда в обществе, о статусе судей. И конечно же, несомненным достижением судебной реформы является создание органов судейского сообщества, которые имеют огромное значение не только в жизни судейского корпуса, но и в жизни Российского государства. Представляется, что эта работа органов судейского сообщества, Совета судей РФ, квалифицированных коллегий будет еще более эффективной и целенаправленной после принятия Закона «Об органах судейского сообщества».

Сейчас, в связи с принятием России в Совет Европы, проходит достаточно семинаров российских судей по изучению практики Страсбургского суда по правам человека,  и мы считаем, что эта работа, несомненно, положительная, она даст свои результаты. Это тоже реальное завоевание судебной реформы.

Все то, что достигнуто, надо конечно же ценить, оберегать и совершенствовать. Мы сегодня с Вами должны проанализировать и  установить причины, почему же сегодня не только судебная реформа приостанавливает свои темпы, но и даже приостанавливается деятельность судов.

Главная причина в неудовлетворительном финансировании судов. Необходимо в быстрые сроки  создать Судебный департамент при Верховном Суде РФ и кроме того, принять закон о механизме исполнения ст. 124 Конституции РФ. Ну и конечно же, уважаемые коллеги, не может быть разговора о части защищенного бюджета судов, - весь бюджет судов должен быть защищен. Иначе получается парадоксальная ситуация, когда судьи получают зарплату, но не имеют денег на защиту прав и свобод граждан на осуществление правосудия.

Еще одна проблема, на которой я хотел бы остановиться, это законодательное обеспечение деятельности судов. Закон о судебной системе, который имеет драматическую судьбу, но он сегодня заредактирован, и поэтому с некоторыми  редакционными положениями этого проекта закона, наверно, действительно, можно спорить, можно критиковать, но его надо принимать. Этот закон даст нам сразу разрешение трех направлений в нашей деятельности. Самое главное- укрепление российской государственности, признание всех судов России, действующих судов, федеральными, и судей тоже федеральными и, соответственно, будет определен законодательно их статус.  Будет введен институт мировых судей, который в значительной мере сократит нагрузку, которую имеют наши суды. И, конечно же, это вопросы обеспечения деятельности судов, это Судебный департамент при Верховном суде РФ.

Я остановлюсь еще на одной проблеме.  Мы настаиваем на том, и нашли понимание у президента РФ о том, чтобы судейский корпус России имел свое научно-образовательное учреждение, которое в своей деятельности имело бы три направления: это подготовка кадров, кадров специально для судейского корпуса России; это переподготовку кадров и повышение квалификации судей; научно-исследовательская работа судебной практики. Это имело бы колоссальное значение и для развития нашего законодательного процесса, учитывая, что Верховный Суд РФ имеет право законодательной инициативы, учитывая, что такое право имеет и Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебная реформа не будет никогда иметь положительных результатов, если она будет развиваться односторонне. Все должно происходить ритмично, в совокупности и планомерно.

Я хочу выразить уверенность, в том, что работа и решения Съезда, конечно окажут очень важное воздействие на положение, кризисную ситуацию в судейском корпусе и на дельнейшее совершенствование деятельности судов.

Из выступления Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ЯКОВЛЕВА В.Ф.

Уважаемые делегаты, участники Съезда!

Я думаю, что положение судов всецело зависит от положения нашего общества. И все те противоречия, которые свойственны нашей стране на сегодняшний день, мы видим, разумеется, и в судах тоже, в судебной системе. В обществе нарастает потребность в судебной защите. Ведь если задуматься, государство требуется, для того чтобы защищать гражданина, для того чтобы гражданин чувствовал себя защищенным.  Защиту граждан осуществляют суды. Следовательно, для решения этой важнейшей задачи нашего общества и государства, действительно необходимо укрепление судебной системы и обеспечение реального правосудия.

Я думаю, что общество сейчас нуждается в правовом порядке, основанном на законе. Иногда у нас пытаются утверждать правовой порядок через усиление силовых структур.  Но совершенно ясно, что силовые структуры и общество живет по законам только тогда, когда есть суд. Следовательно, и для утверждения правового порядка  сильные суды абсолютно необходимы.

Наше государство является федеративным, но оно в тоже время должно быть единым.  И я думаю, что суды сегодня являются одним из важнейших, а может быть и самым главным фактором обеспечения единства, и экономического и правового пространства и вообще единого российского государства.

Вместе с тем в обществе накопилось немало негативных факторов, которые препятствуют деятельности судов при осуществлении правосудия. Первый такой фактор- это массовое беззаконие, это волна преступности, это криминализация многих сторон жизни.

К сожалению, у криминальных элементов, у носителей  беззакония есть очень сильный союзник, противник сильных судов и правосудия, это чиновник. Ведь когда чиновник не выполняет ни законы, ни указы Президента, по части, например, финансирования судов, то такой чиновник объективно, но является действительно союзником носителей криминальных тенденций в нашем обществе.

На разных этапах истории юстиции и судов возникают разные проблемы. И сегодня, действительно, проблема номер один, и не случайно об этом так много говорится, это проблема обеспечения деятельности судов в области финансового обеспечения. Издаются на местах и все еще продолжают издаваться, или, по крайней мере, сохраняют свою силу, акты субъектов РФ, которые размывают судебную систему и статус независимого суда.   

Тем не менее  судебная система живет и даже развивается, развивается например система арбитражных судов. С 1-го июля прошлого года  у нас в России действует новый закон об арбитражных судах, это конституционный Закон «Об арбитражных судах РФ» и Арбитражно-процессуальный кодекс.  Через эти законы мы реализовали целый ряд наших задумок, направленных на повышение эффективности правосудия в сфере экономических споров, в сфере экономики.

Мы создали еще одно звено – федеральные окружные арбитражные суды, создали 10 судебных округов,  и таким образов, впервые в новейшей истории России отделили судебную систему от административно-территориального устройства.

Мы существенно развили процессуальные гарантии сторон – участников нашего арбитражного процесса. Стороны получили возможность  дважды обжаловать судебные решения в аппеляционном и кассационном порядке. Мы освободили Высший Арбитражный Суд РФ от функций второй и третьей инстанции, и теперь Высший Арбитражный Суд РФ имеет возможность действительно сосредоточить свои усилия на подготовке постановлений Пленума и рассмотрения наиболее прецедентных дел для обеспечения единообразия судебной практики. Мы внедрили принцип состязательности в рассмотрение дел в арбитражных судах.  Мы приняли ряд законодательных мер, направленных на повышение  оперативности в разрешении споров. С этой целью мы отменили обязательный досудебный  порядок разрешения споров. Мы ввели единоличное рассмотрение большей части категории дел. Мы запретили суду второй инстанции, аппеляционной инстанции, отменять решения суда первой инстанции с возвращением дел на новое рассмотрение, и тем самым покончили с неоправданной очень часто волокитой в рассмотрении судебных дел.

Я считаю, самое главное, необходимо, конечно, повысить эффективность правосудия, эффективность деятельности судов.

Анализ показывает, что эффективность деятельности судов имеет три слагаемых. Во-первых, это быстрота разрешения дел, оперативность, сроки. В сфере экономических споров это особенно актуально. Вторая задача – это обоснованность и законность решений, иначе говоря, качество правосудия. И наконец, третья задача, это обеспечение судебных решений.

Нас особенно тревожит то, что к нам не идет в суды молодежь.  Я думаю, что это вообще вопрос, от которого зависит будущее судебной системы. Она не идет по следующим причинам.

Во-первых, потому что новое законодательство  о судах, начиная с Конституции РФ, по существу лишили нас возможности брать на работу выпускников ВУЗов.  Сейчас необходим возраст 25 лет и пятилетний стаж работы по специальности. Нам надо наладить какую-то систему привлечения молодежи и подготовки кадров будущих судей.

Вторая – это, конечно, материально-техническая база.  Вообще говоря, невозможно себе представить работу суда, если он не имеет отлаженную систему информационного обеспечения деятельности судьи. Судья без компьютера, в котором заложена программа действующего  законодательства и судебной, судебно-арбитражной практики - это сегодня уже не судья. 

Тяжело, конечно, привлекать на работу молодежь еще и потому, что не выполняется закон, например, «По обеспечению судей жилой площадью». Вот все эти проблемы надо решать.

Я думаю, что наше процессуальное законодательство обладает одним очень большим недостатком. И недостаток этот состоит в том, что мы стараемся установить единые правила для разрешения абсолютно разных дел. Между тем мировая практика давно уже отказалась от такого подхода.

Нам надо, я думаю, провести дифференциацию с тем, чтобы наши судьи тратили бы больше времени на по-настоящему важные, масштабные и сложные дела и меньше тратили бы усилий на мелкие дела.

Кроме этого, я считаю, что все наши судьи обязаны владеть знаниями в области международного частного права, поскольку сейчас, мы рассматриваем споры с участием иностранного элемента.

Мы в Высшем Арбитражном Суде РФ создали специальное подразделение, ведем сейчас изучение и обобщение дел, связанных с участием иностранных компаний.

И наконец, конечно, самое главное в повышении эффективности судебной деятельности – это исполнение судебных решений.  Между тем Закон «Об исполнении судебных решений и о службе судебных приставов» до сих пор рассмотрен только в первом чтении, хотя он находится, так сказать, в проработке в различных структурах уже несколько лет.

Последнее, о чем я хотел сказать, это о том, что роль  органов судейского сообщества чрезвычайно велика. Я думаю, что мы не могли бы сегодня работать нормально, если бы не было Съезда судей, Совета судей, Президиума Совета судей, квалификационных коллегий. Мы не смогли бы успешно решать задачи ни комплектования кадрами судебной системы, ни очищения судебной системы от людей недостойных, которым не должно быть места в системе, и все эти функции, которые выполняют наши судьи на началах судейского самоуправления, органах судейского сообщества, и это помогает нам лучше понять наши задачи, вообще говоря, лучше работать. И даже то обстоятельство, что сегодня мы проводим Съезд судей, а вчера президент РФ подписал Указ, который я думаю, будет все-таки много значить в деятельности судов, уже это указывает на то, как велика роль судейского сообщества и его органов. Поэтому я хотел бы пожелать успехов и Вам,  и тем Вашим коллегам, которых вы изберете в органы на этом Съезде судей.

Сервис временно не доступен