Итоги IV (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей: Постановления IV (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей

Итоги IV (Чрезвычайного) Всероссийского съезда судей: Постановления IV (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей

  1. О состоянии судебной системы Российской Федерации и перспективах ее развития

Состояние судебной системы

 В соответствии с Конституцией Российской Федерации важнейшей основой конституционного строя является разделение государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную.

В связи с этим, одной из главных задач по реализации названного конституционного положения стало осуществление судебной реформы, целью которой определено утверждение компетентного независимого беспристрастного суда как гаранта гражданского мира, прав и свобод человека и гражданина.

Основные       принципы самостоятельности и независимости судебной власти нашли свое закрепление в Конституции Российской Федерации.

Приверженность к осуществлению судебной реформы прямо и четко выразил Президент Российской Федерации в своих Посланиях Федеральному Собранию от 24 февраля 1994 года, 16 февраля 1995 года и 23 февраля 1996 года, особо подчеркнув, что "российская государственность не мыслима без сильной и независимой судебной власти", пророчески заявив, что "и в Правительстве и в Федеральном Собрании, похоже, многие не понимают, что судебная власть - не отрасль или ведомство, а такая же опора государства, как законодательная и исполнительная ветви власти".

Казалось бы, что необходимость реформирования судебной системы восприняты также Парламентом страны и всем обществом.

Свое видение направлений осуществления судебной реформы четко выразили судьи России в постановлениях II и III (внеочередного) Всероссийских съездов.
Вместе с тем, прошедшее после предыдущих съездов время свидетельствует о том, что судебная реформа практически не коснулась судов общей юрисдикции.

Не начав осуществляться в полном объеме, реформа стоит на месте, а реальные условия деятельности общих судов таковы, что встал вопрос о невозможности дальнейшего осуществления правосудия в стране.


Законодательное обеспечение судебной деятельности

Со времени принятия новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года прошло около трех лет.

За это время приняты и введены в действие Федеральные Конституционные Законы "О Конституционном Суде Российской Федерации", "Об Арбитражных судах Российской Федерации" и новый Арбитражный процессуальный кодекс. Однако до настоящего времени не принят Федеральный Конституционный Закон "О судебной системе Российской Федерации" - основополагающий закон для всех судов, призванный предопределить пути реформирования судебной системы. Суды общей юрисдикции, составляющие большинство судов в Российской Федерации, до сих пор не имеют никакой законодательной базы. Деятельность этих судов регламентируется давно устаревшим и не отвечающим реалиям жизни законодательством.
Сохраняющийся старый процессуальный порядок осуществления правосудия не позволяет в полной объеме эффективно осуществлять судебную защиту законных прав и интересов граждан.

Сфера судебной компетенции расширена абсолютно, а процессуальные формы деятельности суда остались без изменения. Все нарастающий поток поступающих в суды дел и сохраняющийся прежним в значительной степени громоздкий судебный процесс, одинаковый для всех категорий уголовных и значительного числа гражданских дел порождают изменения в процессуальной деятельности суда "де факто" , а не "де юре", что является очень опасной тенденцией.

Несмотря на это, работа над новыми Уголовно -процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами далека от завершения.
До настоящего времени не принят закон о военных судах.

Не менее остро стоит вопрос об эффективности судебных решений, поскольку решение суда, не обеспеченное реально действующим механизмом его исполнения, является пустой декларацией, а следовательно, фикцией судебной защиты прав и свобод граждан.

В этой связи давно назрела необходимость принятия законов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах".

Существенным образом на деятельность судов влияет отсутствие законодательного решения о механизме реализации конституционного положения о том, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции Российской Федерации).

Что касается гражданских дел, то значительная часть малоимущего и неимущего населения вообще лишены возможности получить квалифицированную юридическую помощь, необходимую для обращения в суд.

Несмотря на это, в Парламенте идут бесконечные баталии между сторонниками различных вариантов проекта Закона об адвокатуре, не один из которых не решает названных проблем.

 

Кадровое обеспечение судебной деятельности

Состояние дел с кадровым обеспечением судов Российской Федерации является крайне неудовлетворительным и требует принятия незамедлительных решений по созданию системы подготовки кадров для судебной работы, в том числе учреждения института стажерства.

Расширение сферы судебной компетенции, абсолютное увеличение поступающих в суды уголовных, гражданских дел и административных материалов, сохранение неизменной на протяжении ряда лет штатной численности судей привели к тому, что суды все больше "заваливаются" делами, не успевая их рассматривать.

Заработная плата судей не соответствует их высокому статусу и не обеспечивает достойных условий жизни, при этом не соблюдается единство статуса судей в части обеспечения социальных гарантий судьям судов различных уровней, а оплата труда работников аппарата судов вообще неприлично мала.

Существуют серьезные проблемы с обеспечением судей жильем.
Еще большие проблемы существуют с обеспечением безопасности судей и всей стране известны трагические случаи расправы над судьями.

Однако действительные меры по решению названных проблем не предпринимаются.

Указанные проблемы не позволяют заполнить даже имеющуюся штатную численность судов.

В итоге, привлекать в состав судейского корпуса морально чистых, порядочных квалифицированных юристов становится все труднее. А без них правосудие невозможно.

 

Финансовое и материальное обеспечение судебной деятельности

Следует констатировать невыполнение Правительством Российской Федерации требований ст. 124 Конституции     Российской     Федерации     о том,     что финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Заявки судов о финансировании их деятельности ежегодно урезаются.
И даже те суммы, которые определены в Федеральном законе "О бюджете Российской Федерации", приходится в буквальном смысле "выбивать" у исполнительной власти.
Выделение средств на содержание судов происходит все более нерегулярно и в таком размере, что суды лишены возможности осуществлять правосудие.

В судах отсутствуют судебные повестки и конверты, необходимые для извещения и вызова в судебные заседания участников процесса, нет средств на оплату расходов, связанных с явкой в суд свидетелей и потерпевших, на командировочные расходы по рассмотрению дел в судебных заседаниях по месту совершения преступления, когда возникает такая необходимость, почтовых расходов, связанных с направлением дел в соответствии с процессуальным законом для проверки в вышестоящие судебные инстанции. Отсутствуют средства для выплат присяжным и народным заседателям, оплаты аренды занимаемых помещений, услуг связи. Не производятся коммунальные платежи.

О     сложившейся     ситуации     органы судейского сообщества Российской      Федерации      неоднократно информировали Президента, Правительство и Парламент страны.

Однако реальных действенных мер не предпринято.

 

Перспективы развития судебной реформы и судебной системы

Практический опыт осуществления судебной реформы в Российской Федерации и реальные условия деятельности судов позволят сделать следующие выводы.
В целях реализации конституционных принципов нормального построения судебной системы России и осуществления правосудия необходимо решение ряда конкретных задач.

Требуется незамедлительное принятие законов "О судебной системе Российской Федерации", "О Верховном Суде Российской Федерации", "О судах общей юрисдикции", "О военных судах", "О внесении изменений в Федеральный Закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов" в части распространения статьи 1 на судей и работников аппарата арбитражных судов, "О порядке реализации требований статьи 124 Конституции Российской Федерации" и др.

Необходимо обратить внимание Министра обороны Российской Федерации на недопустимость издания приказов и директив, которые противоречат Конституции Российской Федерации и действующему законодательству в отношении военных судей.

Необходимо реформировать процедуру осуществления правосудия судами общей юрисдикции и привести в соответствие с Конституцией и законами о судебной системе.
Эффективность правосудия немыслима без действенного законодательства об исполнении судебных решений.

В стране отсутствует влиятельный координирующий орган по осуществлению судебной реформы, вследствие чего реформа осуществляется хаотично, в направлениях собственных представлений о ней должностных лиц и органов, причастных к ее осуществлению.

В результате появились устремления сделать судебную реформу составной частью некой большой правовой реформы, а затем и просто растворить судебную реформу в ней.
Конституцией Российской Федерации провозглашен принцип равенства и самостоятельности относительно друг друга судебной, законодательной и исполнительной ветвей власти.

Однако, реально действующие механизмы, обеспечивающие практическую реализацию названного конституционного положения не созданы.
Следствием явилось то критическое положение, в котором оказались суды Российской Федерации сегодня Судьи    России     считают,  а    мировая     практика подтверждает, что дальнейшее развитие судебной реформы и становление судебной власти действительное, а не мнимое, возможны при условии законодательного включения органов судейского сообщества в механизмы взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти и в механизме административного управления по обеспечению судебной деятельности.

Основой такого реформирования взаимоотношений судебной власти с двумя другими должны стать следующие положения.

В настоящее время в соответствии с Законом "О статусе судей в Российской Федерации", определившим структуру и объем полномочий органов судейского сообщества, названные органы правомочны участвовать в решении всего круга вопросов, связанных с судебной деятельностью: вопросы судебной практики и совершенствования законодательства, вопросы кадрового, организационного, ресурсного обеспечения судов, вопросы правового и социального положения судей.

Опыт работы Всероссийских съездов и Совета судей России, представляющих судей всех регионов и всех ветвей судебной власти подтверждает, что Совет судей России способен   стать    центром,    где   аккумулируется  опыт деятельности судебной системы и осуществления судебной реформы и определяются пути их дальнейшего развития.

Для      этого      необходима      передача        функций административного управления обеспечением судебной деятельности из системы органов исполнительной власти (Министерства юстиции Российской Федерации и его органов) в систему органов (Судебный департамент и его органы), действующих при судебной системе Российской Федерации.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации при выполнении функций по обеспечению судебной деятельности должен стать механизмом, претворяющим в жизнь принципиальные решения органов судейского сообщества по вопросам деятельности   судебной системы  и  осуществления  судебной реформы  в   пределах, предусмотренных федеральным бюджетом.

Также должен быть создан Всероссийский научный судебный центр, задачами которого должны стать: профессиональная подготовка судей и обслуживающего персонала судов, проведение научных исследований в области осуществления правосудия и обеспечения научно-исследовательской поддержки органов судейского сообщества. Названный центр должен функционировать при судебной системе Российской Федерации и мог бы быть организован на базе существующей ныне Российской Правовой Академии.
Должен быть принципиально изменен существующий на практике порядок финансирования судебной деятельности. В этих целях необходим Федеральный Закон, регулирующий этот порядок, в котором должны быть отражены следующие основные положения.

Соответствующие предложения к проекту федерального бюджета на очередной год готовятся Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом с участием Совета судей России.

Правительство Российской Федерации обязано внести проект в Парламент страны и одновременно представить свои возражения в случае несогласия с представленными предложениями.

Представители Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Судебного департамента и Совета судей России должны получить право непосредственно участвовать в формировании и обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации.

При составлении проекта бюджета и его утверждении подлежит обязательному учету объем работы судей с учетом утвержденных, научно-обоснованных норм нагрузки судов и иных объективных факторов.

Законодательная реализация названных положений соответствовала бы конституционным положениям о равенстве и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

 

Председатель Совета
судей Российской Федерации                                          Ю.И. Сидоренко

 

  1. О финансировании судебной системы

 

г. Москва                                                                                5 декабря 1996 г.


Конституция     Российской     Федерации          открыла     новые возможности для развития реформы судебной системы. В соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации обеспечение деятельности судов и их финансирование из Федерального бюджета должны создавать необходимые условия для полного и независимого осуществления правосудия.

Однако реформа замедляет темпы, а реальные условия деятельности судов продолжают ухудшаться, прежде всего из-за крайне неблагополучного положения финансирования.

Ассигнования на содержание федеральных судов общей юрисдикции, утвержденные Законом Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. "О федеральном бюджете Российской Федерации на 1996 год" в сумме 1,9 трлн. рублей обеспечили реальную потребность судов в среднем на 35%, а по отдельным статьям расходов обеспеченность составила значительно меньше.

Более того, реальное выделение средств из бюджета в текущем году производилось Министерством финансов Российской Федерации не в полном объеме даже по защищенным статьям бюджета и крайне неритмично.

По состоянию на 1 декабря 1996 года задолженность федерального бюджета по обеспечению судов общей юрисдикции составляла 536,5 млрд. рублей с учетом капитальных вложений.

В условиях отсутствия минимально необходимого финансирования, суды России лишены возможности осуществлять правосудие, поскольку нет средств на судебные повестки, конверты, необходимые для извещения и вызова в судебные заседания участников процесса, оплату труда присяжных и народных заседателей, расходов по явке в суд свидетелей и потерпевших, почтовых и командировочных расходов. Судам не выделяются средства на оплату коммунальных услуг, услуг связи, по аренде и охране зданий судов.

Единственным законным источником финансирования судов является федеральный бюджет.

Неисполнение Указа Президента Российской Федерации от 29.03.96 г. № 401 "О дополнительных мерах по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации" в части финансирования судов общей   юрисдикции   через   банковскую   систему,   минуя казначейство - усугубило и без того тяжелое положение  - происходит задержка и распыление финансовых средств.

В такой ситуации суды во многих регионах страны вынужденно останавливали свою деятельность, что привело к повсеместному и массовому нарушению конституционного права граждан на судебную защиту.

В связи с невыплатой заработной платы, которая и без того является крайне низкой, а также других видов довольствия, работники аппарата судов во всех регионах либо увольняются, либо бастуют.

Ответственность за сложившееся положение с осуществлением правосудия в стране лежит на Правительстве Российской Федерации.

Съезд судей Российской Федерации выражает озабоченность формированием бюджета на 1997 год на содержание судов России. Предусмотренные проектом Закона "О федеральном бюджете на 1997 год" ассигнования на содержание судебной системы неизбежно приведут к полному ее краху и, как следствие, разрушению государственности.

Вместе с тем, съезд судей принимает к сведению заявления заместителя Министра финансов России С.А.Королева об увеличении Правительством в проекте Закона "О федеральном бюджете на 1997 год" на содержание судов общей юрисдикции ассигнований до 5,4 трлн. рублей, согласованы суммы ассигнований на содержание арбитражных судов, Верховного Суда Российской Федерации.

В целях обеспечения судебной системы оптимальными условиями для осуществления правосудия и реализации конституционных прав граждан на судебную защиту, Съезд судей считает необходимым:

-   обязать Правительство Российской  Федерации  возместить  в полном объеме судам задолженность по платежам бюджета 1996 г., не допуская какой-либо задолженности в последующие годы;

-   в Законе   о федеральном бюджете на 1997 год и последующие годы предусмотреть положение о том, что все статьи расходов  на содержание судов являются защищенными и финансируются в полном объеме;

-   поставить перед Правительством Российской Федерации вопрос об установлении с 01.01.1997 года заработной платы судей с учетом официального уровня инфляции по отношению к 01.10.1995г. (ст. 81-1 Кодекса законов о труде    РСФСР, статьи 1,2 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов граждан РСФСР");

-   решить   вопрос   в   кратчайшие  сроки   об   изменении  системы оплаты труда работников аппаратов судов;

-   рассмотреть   возможность создания целевого бюджетного фонда развития судебной системы;

-   освободить  суды  от     начислений  пени   и  других   штрафных санкций   при   несвоевременной   оплате   в   различного   рода   фонды (страховой, пенсионный и т.д.);

-   освободить   суды   от   оплаты      коммунальных   и   арендных платежей;

-  принять меры к немедленному исполнению Указа Президента Российской Федерации    от    20    марта    1996    года    №    401    "О дополнительных мерах    по    обеспечению    деятельности    судов    в Российской  Федерации"    в    части    финансирования    судов    общей юрисдикции через банковскую систему, минуя казначейство.

В случае непринятия предложенных мер прекратится деятельность судов по отправлению правосудия в Российской Федерации, что повлечет за собой непредсказуемые последствия для всего нашего общества.
 

Председатель Совета
судей Российской Федерации                                                  Ю.И. Сидоренко

 

  1. О проектах федеральных законов «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органах и учреждениях»

 

г. Москва                                                                                         5 декабря 1996 г.

 

Заслушав и обсудив доклад члена Президиума Совета судей Российской Федерации Демидова В.В. о проектах федеральных законов «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органах и учреждениях», IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей постановляет:

1.         Одобрить проекты федеральных законов «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органах и учреждениях».

2.         Для доработки указанных законопроектов образовать редакционную комиссию в составе: Борисенко В.М., Васягина А.А., Вяткина Ф.М., Дементьева А.Н., Демидова В.В. (руководитель), Драченова А.С, Жеребцова А.В., Клеандрова М.И., Клюевой З.П., Кузнецова В.В., Литвинова С.Д., Майковой Л.Н., Маркова О.Н., Полипонцева В.И., Сидоренко Ю.И., Слободкина Ю.М., Суховой Г.И.

3.         Предложить Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации в порядке осуществления их права законодательной инициативы внести проект федерального закона “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации” на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

4.         Предложить Верховному Суду Российской Федерации в порядке осуществления его права законодательной инициативы внести проект федерального закона “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органах и учреждениях” на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Председатель Совета
судей Российской Федерации                                                  Ю.И. Сидоренко

 

Сервис временно не доступен