Методические рекомендации по определению предмета доказывания по спорам, связанным с водоснабжением и водоотведением.
(одобрены постановлением президиума Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2021)
А) Определение и признаки.
Водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 Закона № 416-ФЗ).
Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2 статьи 2 Закона № 416-ФЗ).
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
Цель договора водоснабжения и водоотведения состоит в передаче абоненту организацией РСО определенного количества воды и приема от абонента сточных вод.
Договор водоснабжения и водоотведения по своей правовой природе является двусторонним, консенсуальным, возмездным, смешанным и публичным.
Специфика такого товара как вода обуславливает возложение на абонента в рамках данной договорной конструкции дополнительных обязанностей: обеспечение соблюдения режима ее потребления, безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им соответствующих приборов и оборудования, а также наделение организации водопроводно-канализационного хозяйства дополнительными правами в области контроля за техническим состоянием приборов и оборудования абонента, в том числе учета потребленной воды.
Б) Виды договора.
В соответствии со структурой главы 3 Закона № 416-ФЗ выделяется следующие виды договоров:
- Договор холодного водоснабжения;
- Договор водоотведения;
- Единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;
- Договор по транспортировке холодной воды;
- Договор по транспортировке сточных вод.
В) Нормативное регулирование (законы, подзаконные акты) и правовые позиции судов высшей инстанции.
Правоотношения сторон по спорам, связанным с водоснабжением и водоотведением регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (параграф 6 главы 30) (далее - ГК РФ), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон № 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее - Правила № 776), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, Обзором по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, Обзором по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021.
Г) Типичные категории
В текущей практике наиболее часто встречаются следующие типичные категории споров, связанных с водоснабжением и водоотведением:
1.1. О взыскании задолженности по договорам холодного водоснабжения и водоотведения;
1.2. О взыскании стоимости безучетного потребления воды и несанкционированного сброса сточных вод;
1.3. О взыскании задолженности по договорам водоснабжения, заключенным с исполнителями коммунальных услуг (управляющие компании, ТСЖ и др.);
1.4. О взыскании задолженности по договорам по транспортировке холодной воды и сточных вод;
1.5. Об урегулировании разногласий при заключении договора водоснабжения и водоотведения;
1.6. Споры о взыскании неустойки (пени) за нарушение срока оплаты по договорам водоснабжения и водоотведения.
1.1. Споры о взыскании задолженности по договорам водоснабжения и водоотведения.
В предмет доказывания по данной категории дел входят следующие обстоятельства:
1.1.1. Факт заключения договора водоснабжения и водоотведения.
1.1.2. Факт поставки воды абоненту (потребителю) через присоединенную сеть и получение ресурса последним, а также прием сточных вод.
1.1.3. Факт соблюдения нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод.
1.1.4. Факт оплаты поставленного ресурса.
1.1.1. Факт заключения договора водоснабжения и водоотведения.
Бремя доказывания лежит на ресурсоснабжающей организации (РСО) путем предоставления текста договора, подписанного обеими сторонами, а так же доказательств наличия у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, наличия технической возможности по транспортировке сточных вод и сбросу их в водный объект.
Бремя доказывания незаключенности договора лежит на ответчике (потребителе).
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
Договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором холодного водоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 13 Закона № 416-ФЗ).
Необходимым условием для заключения договора энергоснабжения согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ является наличие у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также наличие возможности обеспечения учета потребления воды и сточных вод.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (пункт 2 статьи 14 Закона № 416-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона № 416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В случае отсутствия письменного договора ресурсоснабжающей организации необходимо доказать фактические правоотношения по поставке ресурса.
Отсутствие письменной формы договора не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны оценивается как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
Установление фактически сложившихся между сторонами правоотношений по приему, транспортировке и сбросу сточных вод является основанием для удовлетворения требований о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги водоотведения (определение Верховного Суда Российской Федерации № 306-ЭС20-4125 от 21.04.2020).
1.1.2. Факт поставки воды абоненту (потребителю) через присоединенную сеть и получение ресурса последним, а также прием сточных вод.
Факт поставки воды абоненту и ее объем доказывается истцом (поставщиком) путем предоставления суду универсальных передаточных документов, иных документов, подтверждающих объем поставленного ресурса.
Бремя опровержения обоснованности требований истца (поставщика), доказывания несоответствия качества и объема поставленного ресурса возложено на абонента.
В силу положений части 1 статьи 20 Закона № 416-ФЗ количество воды, поданной (полученной) за определенный период абоненту по договорам водоснабжения, подлежит коммерческому учету.
По правилам статьи 2, части 4 статьи 20 указанного Закона коммерческий учет воды заключается в определении количества поданной (полученной) за определенный период воды с помощью средств измерений (приборов учета) или расчетным способом.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом № 416-ФЗ.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению (водоотведению) признает определение фактического потребления воды (сброса сточных вод) по показаниям приборов учета приоритетным способом учета поставленных ресурсов.
Объем оказанных услуг водоснабжения и водоотведения подтверждается срочными донесениями, универсальными передаточными документами, а также расчетами стоимости потребленного ресурса.
Регулируя вопросы организации коммерческого учета воды и сточных вод Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" в части 10 статьи 20 предусматривает случаи осуществления коммерческого учета расчетным способом, а именно:
- при отсутствии прибора учета,
- в случае неисправности прибора учета,
- при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента.
Правила № 776 в зависимости от обстоятельств, вызвавших отсутствие учета потребленной воды, предусматривают применение различных расчетных методов определения объема потребленной воды:
- метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:
а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу Правил № 776 проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев;
б) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета;
в) при отсутствии у абонента приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, приборы учета воды не установлены;
г) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды;
д) при неисправности прибора учета в случаях, наличия признаков несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (узла учета), определяемых представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, а также повреждения приборов учета и (или) других элементов узла учета вследствие неисполнения абонентом или транзитной организацией требований к эксплуатации узла учета (прибора учета) или к помещению, где расположен узел учета, в том числе к температурному режиму.
- метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды, используемого на основании показаний прибора учета за 12 календарных месяцев, предшествующих расчетному периоду, применяется при условии отсутствия контрольных (параллельных) приборов учета в следующих случаях и порядке:
а) при неисправности прибора учета с начала расчетного месяца, в котором был установлен факт неисправности прибора учета, но не более чем в течение 60 календарных дней, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение;
б) при демонтаже исправного прибора учета - со дня, следующего за днем демонтажа прибора учета, а при демонтаже неисправного прибора учета - с начала расчетного месяца, в котором был демонтирован прибор учета, но не более чем в течение 60 календарных дней, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение.
- метод гарантированного объема подачи воды используется в следующих случаях:
а) при отсутствии у абонента прибора учета воды, кроме случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 Правил №776;
б) если фактический период эксплуатации прибора учета с даты осуществления допуска к эксплуатации прибора учета до выхода его из строя составил менее 60 календарных дней.
- метод суммирования объемов воды используется в случае отсутствия у транзитной организации приборов учета воды, а также при возникновении неисправности прибора учета и демонтаже прибора учета в целях его поверки, ремонта или замены.
1.1.3. Факт соблюдения нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод.
Бремя доказывания не соблюдения абонентом нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод, а также его объема возложено на поставщика.
В качестве доказательств истцом (РСО) предоставляются результаты анализов отобранных проб сточных вод, являющиеся документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод.
Для признания результатов анализа достоверными поставщик должен доказать соблюдение процедуры отбора проб сточных вод.
Процедура отбора проб сточных вод будет считаться соблюденной, а результаты таких проб - действительными лишь в случае, когда абонент был надлежащим образом извещен о предстоящем отборе проб и, соответственно, мог реализовать право на защиту своих интересов.
Процедура уведомления законодательством не формализована, в связи с чем, судами признается надлежащим уведомление, направленное любым способом, в частности телефонограммами, факсимильными сообщениями, сообщениями электронной почты, позволяющим установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2021 № Ф06-2512/2021 по делу №А49-2779/2020).
Отсутствие в актах и протоколах сведений об опломбировании отобранных проб сточных вод влечет недействительность результатов исследования таких проб. Указанный правовой подход содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2019 № 301-ЭС18-24665.
В случае не согласия абонента он должен доказать нарушение порядка отбора и исследования проб сточной воды.
В целях надлежащей оценки разногласий сторон по порядку отбора и исследования проб сточной воды судом может назначаться судебная экспертиза (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.08.2020 № Ф06-64796/2020 по делу № А12-26725/2019, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по делу № А12-44633/2019, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу № А12-32927/2020).
1.1.4. Факт оплаты поставленного ресурса.
Бремя доказывания факта оплаты полученного ресурса возложено на потребителя, который вправе представить контррасчет с приложением соответствующего документального подтверждения.
В качестве доказательств представляются платежные поручения, приходные кассовые ордера о передаче наличных денежных средств в кассу ресурсоснабжающей организации, чеки.
1.2. Споры о взыскании стоимости безучетного потребления воды и несанкционированного сброса сточных вод.
При разрешении споров о взыскании стоимости безучетного потребления воды (сброса стоков), определенной расчетным способом, в предмет доказывая входят:
- факт самовольного подключения и (или) пользования централизованной системой водоснабжения (водоотведения);
- лицо, его осуществившее;
- период времени, в течение которого осуществлялось самовольное пользование.
Бремя доказывания факта осуществления безучетного потребления возлагается на ресурсоснабжающую организацию (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2019 № 309- ЭС18-22373).
Бремя опровержения наличия оснований для расчета объема ресурса по правилам безучетного потребления возлагается на лицо, осуществившее несанкционированное подключение к системе водоснабжения (водоотведения).
По факту выявленного безучетного потребления ресурсоснабжающей организацией оформляется соответствующий акт.
Субъектом, ответственным за самовольное пользование (подключение), в отношении которого должен быть составлен акт, и обязанным оплатить стоимость такого объема водопотребления, является лицо, непосредственно осуществившее такое пользование (подключение), либо лицо, которое в силу закона или договора несет ответственность за совершение таких действий третьим лицом.
Пункт 16 Правил № 776 предусматривает применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду, в том числе, при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года.
Норма подпункта «а» пункта 16 Правил № 776 судебной практикой единообразно трактуется как создающая презумпцию безучетного водопотребления абонентом в количестве, соответствующем расчету, произведенному по нормативно закрепленной формуле.
Такая презумпция может быть опровергнута абонентом в ходе судебного разбирательства по иску о взыскании стоимости безучетно потребленного ресурса, если он докажет, что такого водопотребления не было и не могло быть полностью либо в определенной части.
Подобное доказывание, как правило, осуществляется с помощью применения специальных технических знаний, то есть путем проведения судебных экспертиз или представления внесудебных исследований специалистов.
Назначение судебной экспертизы проводиться с целью определения возможности либо невозможности использования абонентом на спорных объектах холодной воды из централизованной системы водоснабжения посредством обнаруженных нарушений.
Наличие акта о неучтенном потреблении не исключает для потребителя возможность представить иные доказательства, подтверждающие подключение устройств абонента к централизованным сетям водоснабжения в установленном законом порядке и фактически сложившиеся договорные отношения с водоснабжающей организацией.
Ответчик вправе представлять доказательства пользования системами водоснабжения и водоотведения на основании заключенного договора и с использованием надлежащим образом введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета; документы, подтверждающие подключение объекта к централизованным сетям водоснабжения (договор подключения, технические условия подключения, иные документы).
При этом в качестве доказательств отсутствия прибора учета истцом представляются акты обследования водопроводной трубы, составленные ресурсоснабжающей организацией в присутствии представителя абонента, акты предыдущих проверок.
В случае отказа абонента от подписания акта, либо составления акта в его отсутствие, в обязанности РСО входит доказывание факта надлежащего уведомления.
Обследование объекта ответчика истцом в одностороннем порядке, без оповещения (уведомления) ответчика о месте и времени проведения проверки и без участия представителя может являться основанием для отказа в удовлетворении требований. (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2019 № Ф06-40811/2018 по делу № А12-873/2018, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу № А12-32205/2020).
Отсутствие пломбы на ранее опломбированном приборе учета воды может быть квалифицированно как самовольное пользование системой водоснабжения (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.06.2021 № Ф06-3736/2021 по делу № А57-8817/2020, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.09.2020 № Ф06-64552/2020 по делу № А06-7516/2019, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.05.2019 № Ф03-1629/2019 по делу № А59-5344/2018).
По общему правилу, в случае истечения срока поверки прибора учета, такой прибор учета считается вышедшим из строя (подпункт «ж» пункта 49 Правил № 776), что является основанием для определения объема воды расчетным способом.
Вместе с тем, судебная практика исходит из принципа опровержимости презумпции непригодности для коммерческого использования приборов учета с истекшим межповерочным интервалом (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 № 310-ЭС20-13165 по делу № А68-1493/2019).
1.3. Споры о взыскании задолженности по договорам водоснабжения, заключенным с исполнителями коммунальных услуг (управляющие компании, ТСЖ и др.).
В предмет доказывания по данной категории дел входят следующие обстоятельства:
1.3.1. Факт заключения договора между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, либо фактическое оказание коммунальной услуги.
1.3.2. Факт поставки воды абоненту (потребителю) через присоединенную сеть и получение ресурса последним.
1.3.3. Факт поставки качественного ресурса.
1.3.4. Факт оплаты поставленного ресурса.
1.3.1. Факт заключения договора между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, либо фактическое оказание коммунальной услуги.
Факт заключения договора между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, либо фактическое оказание коммунальной услуги подлежит доказыванию истцом (РСО) путем предоставления суду соответствующего договора, переписки сторон по вопросу заключения договора, доказательств заключения договора в судебном порядке, актов приемки-передачи, универсальных передаточных документов.
Бремя опровержения представленных истцом доказательств возлагается на ответчика (исполнителя коммунальной услуги).
К отношениям ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг применяются специальные нормативные акты: Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила № 124, а также Правила № 354.
Согласно Правилам № 124 заключение такого договора является обязательным как для РСО, так и для исполнителя коммунальных услуг.
Вместе с тем, отсутствие заключенного договора не является основанием к отказу в иске.
В качестве доказательств фактического оказания услуг по водоснабжению предоставляются протоколы общих собраний собственников жилых помещений многоквартирного дома о выборе способа управления - управляющей компанией, товариществом собственников жилья или иным специализированным потребительским кооперативом. Сведения об управлении многоквартирными домами управляющей компанией вносятся в реестр лицензий Волгоградской области.
Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. В подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)", разд. VI, вопрос 9).
Частью 12 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ.
Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" введена в действие статья 157.2 ЖК РФ, согласно которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Пункт 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ предусматривает право собственников помещений в МКД принять решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном Кодексом, соответственно, договора холодного водоснабжения и водоотведения с ресурсоснабжающей организацией.
При наличии такого решения договоры на оказание коммунальных услуг должны быть заключены непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирных домах с даты, определенной в указанном решении. По решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца.
Таким образом, независимо от способа управления домом, в Жилищном кодексе Российской Федерации с 03.04.2018 предусмотрено право собственников помещений в многоквартирных домах принять на общем собрании решение о заключении с поставщиками коммунальных ресурсов прямых договоров ресурсоснабжения.
Переход на прямые договоры не затрагивает отношения лица, осуществляющего управление МКД, с РСО, сложившиеся в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД.
Соответственно, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, выставляются ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.
1.3.2. Факт поставки воды абоненту (потребителю) через присоединенную сеть и получение ресурса последним.
Факт поставки воды в определенном объеме подлежит доказыванию истцом (РСО) путем предоставления суду актов приемки-передачи, универсальных передаточных документов, срочных донесений.
Бремя опровержения поставки указанного истцом объема возлагается на ответчика (исполнителя коммунальной услуги), в том числе путем предоставления суду контррасчета задолженности.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Приоритетным является приборный способ определения объема поставленного коммунального ресурса.
Согласно подпункту "а" пункта 21 (1) Правил № 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома устанавливается с учетом следующего:
объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами №354.
В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то обязательства исполнителя по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимаются равными 0. При этом величина, на которую Vпотр превышает Vодпу, уменьшает объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем за расчетным периодом расчетном периоде (следующих расчетных периодах).
В качестве доказательств объема предоставляются срочные донесения о показаниях ОДПУ; расшифровки стоимости и корректировок коммунальных ресурсов; ведомости начислений по нормативам и приборам учета; реестры начислений с приведением показаний индивидуальных приборов учета, счета-фактуры.
При возникновении разногласий по объему коммунального ресурса по договору водоснабжения и водоотведения с условиями расчетного обслуживания населения к участию в деле может быть привлечен агент (соответствующий расчетный центр), у которого истребуются необходимые первичные документы: ведомости начислений по нормативам и приборам учета (МКД16); отчеты по сальдо, аналитические отчеты, справки о перечислениях и др.
1.3.3. Факт поставки качественного ресурса.
Бремя доказывания надлежащего качества ресурса возлагается на РСО.
Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, составленный в соответствии с Разделом X Правил № 354, является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.
При несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с пунктом 2 приложения № 1 к Правилам № 354, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
Данная норма допускает возможность снижения платы за коммунальную услугу вплоть до полного освобождения потребителя от ее оплаты при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации, санитарных норм и правил (определение Верховного Суда РФ от 15.04.2019 № 309-ЭС19-3328 по делу № А60-68219/2017).
Ненадлежащее качество коммунального ресурса может подтверждаться иными доказательствами: показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением экспертов (пункт 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.07.2021 № Ф10-2401/2021 по делу № А64-5479/2020).
При отсутствии возражений потребителя относительно качества поставленного ресурса следует исходить из того, что ресурс поставлен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
1.3.4. Факт оплаты поставленного ресурса.
Бремя доказывания факта оплаты возложено на ответчика (исполнителя коммунального ресурса), который вправе представить контррасчет с приложением соответствующего документального подтверждения.
Судебная практика по данной категории дел исходит из того, что доказательством оплаты стоимости ресурса являются: платежные поручения об оплате ресурса непосредственно исполнителем коммунальной услуги, либо первичные документы агента о поступивших платежах от населения (справки о перечислении денежных средств).
1.4. Споры о взыскании задолженности по договорам по транспортировке холодной воды и сточных вод.
Согласно пункту 26 статьи 2 Закона №416-ФЗ транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
Согласно пункту 45 Правил № 644 договор по транспортировке холодной воды, договор по транспортировке сточных вод заключаются между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, типовым договором по транспортировке сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным (пункт 46 Правил № 644).
На основании части 1 статьи 16 Закона № 416-ФЗ по договору по транспортировке горячей или холодной воды организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.
Таким образом, возмездный характер правоотношений между организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией установлен действующим законодательством (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.12.2019 № Ф03-5630/2019 по делу №А51-3968/2017, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.2019 № Ф06-42191/2018 по делу № А55-15179/2017).
В предмет доказывания по делам данной категории входит:
- объем транспортируемой воды (сточных вод);
- установление владения транзитной организацией сетями водоснабжения и водоотведения на законном основании;
- установление уполномоченным органом транзитной организации тарифа на услуги транспортировки холодной воды и сточных вод;
- установление технологического присоединения ответчика к сетям транзитной организации;
- факт оплаты оказанных услуг.
Бремя доказывания объема транспортируемой воды (сточных вод) возлагается на транспортирующую организацию.
В качестве доказательств объема отпуска воды и объема принятых транзитной организацией сточных вод предоставляются акты оказанных услуг, счета-фактуры.
В качестве доказательств принадлежности сетей транзитной организации предоставляются правоустанавливающие документы: свидетельство о государственной регистрации прав, договор аренды, концессионное соглашение и иные.
Бремя доказывания факта оплаты оказанных услуг возложено на организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
В качестве доказательств оплаты предоставляются платежные поручения, письма о зачете.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Принимая во внимание положения вышеприведенной нормы права, собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям не вправе препятствовать перетоку по их сетям воды и сточных вод и требовать оплаты стоимости услуг.
Таким образом, по общему правилу собственники и иные владельцы водопроводных и канализационных сетей приобретают статус транзитной (транспортирующей) организации и возможность оказывать возмездные услуги по транспортировке воды (сточных вод) лишь при наличии водопроводных и канализационных сетей посредством которых осуществляется перемещение воды (сточных вод) в законном владении и эксплуатации организации, и установленного тарифа на транспортировку воды (сточных вод).
Водоснабжение и водоотведение, в частности транспортировка воды и стоков, относятся к регулируемым государством видам деятельности, цена за подобные услуги определяется органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (абзац второй пункта 1 статьи 424 ГК РФ, части 1, 2, 7, 8, 10 статьи 31 Закона № 416-ФЗ).
Порядок установления тарифа носит заявительный характер, органом тарифного регулирования устанавливается тариф по инициативе регулируемой организации, исходя из материалов и документов, представленных организацией, обратившейся с указанным заявлением.
Местом исполнения обязательств организации, эксплуатирующей водопроводные сети, является точка на границе эксплуатационной ответственности этой организации, если иное не предусмотрено договором по транспортировке холодной воды и сточных вод.
1.5. Споры об урегулировании разногласий при заключении договора водоснабжения и водоотведения.
Отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, регулируемого статьями 539-548 ГК РФ.
Предметом спора об урегулировании разногласий при заключении договора водоснабжения и водоотведения является устранение неопределенности в правоотношениях сторон, подлежащих урегулированию сторонами через условия договора.
Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление прав и обязанностей сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон возникли разногласия.
Бремя доказывания обоснованности предлагаемой редакции спорных условий договора возложено на соответствующую сторону.
Разрешая переданный спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, суд, учитывая законность и обоснованность редакций, предложенных обеими сторонами, а так же обычную договорную практику, особенности конкретного договора (специальные нормы) и иные обстоятельства дела, вправе принять решение о редакции условий договора, в том числе отличной от предложенных сторонами (пункт 4 статьи 445, пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 5 статьи 13, подпунктом 11 пункта 5 статьи 14 Закона № 416-ФЗ существенными условиями договора водоснабжения и водоотведения являются границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям и по сетям водоотведения абонента и организации, осуществляющей водоснабжение, водоотведение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей.
При отсутствии соглашения сторон по содержанию условия договора и наличии диспозитивной нормы, регулирующей спорное отношение, такое условие должно определяться судом в соответствии с общим правилом диспозитивной нормы, обеспечивающим наиболее оптимальный баланс интересов сторон договора.
Применительно к законодательству о снабжении коммунальными ресурсами многоквартирных домов такой оптимальный баланс достигается при определении границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по внешней стене многоквартирного дома. Указанный подход к определению условий договора ресурсоснабжения многоквартирного дома соответствует правовым позициям, содержащимся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2008 № 3431/08 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 № 305-ЭС15-11564.
Точка поставки коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, по общему правилу, должна находиться на внешней стене дома в месте соединения внутридомовой сети с внешними сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Исключение составляют сети, предназначенные для обслуживания нескольких домов, в связи с чем, такие сети являются транзитными и не могут быть переданы в состав общего имущества МКД (определения Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 № 305-ЭС15-513, от 21.12.2015 № 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 № 308-ЭС16-7310, от 26.12.2016 № 308-ЭС16-7314, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.09.2021 № Ф06-7383/2021 по делу № А55-35686/2019).
В жилищно-коммунальной сфере, исходя из субъектного состава договора, подлежат применению специальные нормы, регулирующие оказание коммунальных услуг населению: Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила № 124, Правила № 354.
1.6. Споры о взыскании неустойки (пени) за нарушение срока оплаты по договорам водоснабжения и водоотведения.
В предмет доказывания по делам данной категории включаются:
- факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) ответчиком (потребителем) обязательства;
- период, за который подлежит начислению неустойка;
- размер неустойки, подлежащей взысканию и порядок ее расчета;
- наличие оснований для освобождения от ответственности либо уменьшения размера неустойки.
Ответчик вправе представить доказательства надлежащего (полного или частичного) исполнения обязательства (платежные поручения, письма о зачете), а также контррасчет неустойки; доказательства наличия оснований для освобождения от уплаты неустойки либо уменьшения ее размера.
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. № 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" (далее - Закон № 307-ФЗ) в Закон № 416-ФЗ внесены изменения в части установления законной неустойки за просрочку исполнения потребителем обязательства по оплате потребленного ресурса в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней, от не выплаченной в срок суммы.
Исключение установлено для отдельных групп потребителей (товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных кооперативов, созданных в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, управляющих организаций, приобретающих энергию для целей предоставления коммунальных услуг), с которых неустойка может быть взыскана в более низком размере.
В соответствии с частями 6.3 статей 13 и 14 Закона № 416-ФЗ, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие питьевую воду и услуги по водоотведению для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг уплачивают организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
На основании частей 6.4 статей 13 и 14 Закона № 416-ФЗ, управляющие организации, приобретающие питьевую воду и услуги по водоотведению для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты питьевой воды и услуг по водоотведению уплачивают организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с частью 6.5 статьей 13 и 14 Закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством (пункт 14 статьи 155 ЖК РФ).
Следует иметь ввиду, что положения Закона № 416-ФЗ в редакции Закона № 307-ФЗ носят специальный характер по отношению к Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливающему общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. В Законе о контрактной системе не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.
Следовательно, при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по государственному (муниципальному) контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями Закона № 416-ФЗ в редакции Закона №307-ФЗ.
При разрешении спора о взыскании законной неустойки за нарушение срока оплаты необходимо руководствоваться следующими разъяснениями.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики №3 (2016) (ответы на вопросы 1 и 3) указал, что Законом об электроэнергетике в редакции Закона № 307-ФЗ размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму. Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа. При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.
Вместе с тем по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения. Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Как указано в определении Верховного Суда российской Федерации от 21.03.2019 №305-ЭС18-20107, разъяснения, изложенные в ответах на вопросы 1 и 3 названного Обзора, распространяются исключительно на случаи, когда основной долг не погашен.
В пунктах 1 и 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что пени уплачиваются в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Отсутствие в названных нормах указания, с днем фактической оплаты чего - долга или пеней - связывается ключевая ставка Банка России, допускает возможность их различного толкования.
Вместе с тем, согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (абзац десятый пункта 26), с учетом акцессорного характера неустойки и ее зависимости от оплаты основной задолженности, положения Закона об электроэнергетике об ответственности потребителей за несвоевременное внесение платежей подлежат истолкованию как предусматривающие определение размера ставки рефинансирования (ключевая ставка) на день фактической оплаты задолженности, а не неустойки.
Таким образом, при расчете неустойки в отношении погашенных сумм долга подлежит применению ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на день фактической уплаты долга, а в отношении непогашенных сумм - ставка, действующая на день вынесения решения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (действуют с 06.04.2020) установлен мораторий на начисление неустоек (штрафа, пени) за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ресурсы) до 01.01.2021.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г. (абзац седьмой ответа на вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию и распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020).
Исходя из разъяснений пункта 6 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3 (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021), из толкования постановления № 424 во взаимосвязи с нормами ЖК РФ следует, что установленный постановлением № 424 мораторий на начисление неустоек распространяется и на собственников и пользователей нежилых помещений в многоквартирном доме.
Судья Онищук К.Т.